Строительство храма в с.Липня

с. Липня, Навашинский район — Церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (газета «Приокская правда №37 от 13.05.16 г.)

Сергиевская церковь в Липне

Идут года…

Река времени меняет все вокруг: что-то сглаживает,

прячет в своей пучине, что-то выносит на поверхность.

И находки эти зачастую бесценны…

Потому и не угасает интерес к истории,

потому и живет в нас понимание того,

что только зная путь своего народа,

чтя его героев, можно уверенно смотреть в будущее.

И нет забытых войн, и нет забытых строк, есть память…

Несколько лет назад группа инициативных жителей подняла вопрос о постройке в городе Навашине православного храма. Тема оказалась актуальной и вызвала оживленную полемику. Несмотря на многочисленные препоны, вопрос решился положительно. Недавно в начале улицы Советская начались работы по строительству храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Строится он на месте, где стояла липинская Сергиевская церковь, уничтоженная пожаром в 1945 году.

А многим ли известна история Сергиевской церкви села Липня? В книге очерков об истории Навашинского района «В краю Приокском» ей отведены две строчки. Попробуем на основе разрозненных сведений создать более полную картину истории храма. Родом из Большого Окулова

…Уходит она в прошлое села Большое Окулово. В книге «В краю Приокском» говорится, что в 1832 году в селе Большое Окулово была сооружена Крестовоздвиженская церковь. Да, в том году на средства богатого местного землевладельца и вотчинника села графа Уварова был возведен каменный храм, что стоит и поныне. Однако в книге не говорится, что этот храм в селе отнюдь не был первым. По данным окладных книг в 1676 году в Большом Окулове уже стояла деревянная церковь. В 1796 году ее разобрали и на том же месте построили новую деревянную с тремя приделами. В 1832 году убранство из нее перенесли в новый, каменный храм. Так что от прежней церкви, по существу, осталось лишь деревянное строение.

Граф Уваров, построивший в Б-Окулове храм, а вскоре на свои средства там же организовавший школу, почему-то не уделял такого внимания другой своей вотчине, большой деревне Липне. Но удивительно, что в начале крестьянской реформы 1861 года именно деревня Липня, а не село Б-Окулово стала волостным центром. Загадка истории?

Липня стала волостным центром, но липинские крестьяне остались прихожанами Большеокуловской церкви. Само положение, когда деревня по административному статусу оказалась выше села, вызывала недоумение. Предположу, что уже в начале работы только что созданных органов местного самоуправления был поднят во¬прос о придании Липне статуса села. Правда, для этого требовалось построить церковь, а денег для такого строительства у сельской общины не было. Но в недалеком Большом Окулове имелось бездействующее церковное здание. Липинцы обратились к соседям с просьбой уступить его для переноса в Липню. В итоге переговоров между представителями общин церковное здание в 1861 году разобрали, перевезли в Липню, где собрали с рядом изменений.

Липинские старожилы, люди весьма авторитетные, утверждали, что за здание церкви Липня расплатилась «натурой». В общинном владении жителей Липни имелось 297,2 десятины (около 300 гектар) «земли под покосом» — т.е. заливных лугов в Окской пойме с прекрасными травами. Луга были тем богатством, которым липинская община располагала в переговорах. В конечном счете она дала большеокуловцам многолетнее право заниматься сенокосом на определенной части своих лугов. Такой «бартер» был вполне в духе времени. Существовал и письменный договор между общинами. Очень интересно было бы взглянуть на этот документ.

На средства прихожан

В сборнике «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», изданном во Владимире в 1897 году, в частности, сказано, что церковь в Липне была построена в 1862 году на средства прихожан. В ней имелось два придела: центральный — во имя преподобного Сергия Радонежского, второй — во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Разумеется, авторы сборника не знали нюансов приобретения церкви. Но были правы, написав, что она построена на средства прихожан. Разве цена сена с общественных лугов не является средствами прихожан?

▲ Проект строящегося храма на ул. Советская

В 1862 году был открыт Липинский приход, куда назначили священника и псаломщика.

Они поселились в домах, стоявших на общественной земле, отведенной церкви. Земли при церкви, как отмечал справочник, было 744 кв. сажени. Служителям церкви положили оплату 680 рублей в год от служб и требоисповеданий.

Отслужили литургию. Церковь вступила в ряд действующих, еще одна из многих тысяч церквей России. По имени центрального придепа она стала именоваться Сергиевской. А Сергов день стал престольным праздником села Липня. Липня же отныне получила статус села.

Не подлежит сомнению, что деятельность церкви с первых лет была активной. Это были годы быстрого развития Липни. Ее население к концу века возросло на треть, перевалив за тысячу. Церковь не оставалась внакладе. Обрядам венчания и крещения было несть числа. Возьму родословную моей семьи. В январе 1882 года в Сергиевской церкви крещен мой прадед Иван Корчин, в августе крестили мою прабабушку Наталью Лялину. В сентябре 1900 года Иван и Наталья здесь же обвенчались. В 1901 году был крещен мой дед Дмитрий, а годами позднее его сестры. Здесь же Дмитрий венчался, а его сын Глеб был крещен. На церковном погосте в феврале 1918 года упокоился прах другого моего прадеда Якова Матюшкина.

Это фрагмент из жизни всего одной семьи. А ведь из таких же «кусочков» складывалась жизнь большинства липинцев. И для очень многих обряды и таинства, совершаемые церковью, имели жизненную значимость.

Нет сведений о первых служителях церкви. Где-то около 1900 года в Сергиевскую был назначен отец Константин Оранский. Отзывались о нем, как о хорошем священнике, но был отец Константин очень упрям, что нередко вызывало споры между ним и прихожанами.

В 1912 году священником назначили Александра Вог-де-Камю. В архиве историко-краеведческого музея хранится фото 1912 года. На нем — большая группа руководящих работников судоверфи, в центре — управляющий верфью Сергей Ильин, справа и слева от него два человека в рясах — отцы Константин и Александр. Есть мнение, что эта встреча была организована именно в связи со сменой «руководства» Липинской церковью. Очень жаль, что по этому поводу в свое время не высказался ветеран судоверфи Иван Михайлович Гудков, человек с феноменальной зрительной памятью. Глядя на фотографии полувековой давности он безошибочно называл фамилии людей. И здесь он назвал всех, но… ему не за-дали вопрос, что это за встреча?

Случайным это фото не назовешь. Между администрацией судоверфи и руководством церкви существовали тесные отношения. Ни одно заметное событие в жизни предприятия не обходилось без молебна: их свершали по случаю закладки судов, при их крещении, при закладке новых зданий или окончании стройки, да и просто по поводу больших религиозных праздников. Естественно и руководство верфи своим партнерам помогало решать проблемы. И не будем забывать, что церковь, пользуясь своим влиянием на прихожан, в числе которых было много рабочих и их жен, могла влиять на разрешение конфликтов между администрацией и рабочими.

Жизнь и трагедия

Потом была мировая война, масса молебнов о здравии и заупокойных. Неизвестно, сколько липинцев сложили голову на фронтах этой великой войны. А ведь по церковным книгам это могли бы установить. Затем грянули резолюция и октябрьский переворот, весьма изменившие и людей, и отношения между ними.

…В Липне прошли детские годы Клавдии Кирсановой, ставшей профессиональной российской революционеркой. Ее именем названа одна из южных улиц города. В 1918 году Кирсановы передали в дар Липне дом на нынешней улице Советская для организации культурного досуга. Досуг в те времена носил революционный, а значит, антирелигиозный характер. Дом сразу стал культурным центром. Но любопытно, по чьему мановению его вдруг переименовали в «Домик Кирсановой»? Ведь Клава провела в Липне несколько детских лет, и дом этот ей не принадлежал никогда. Другой любопытный факт. Клавдия Кирсанова, как и ее муж Емельян Ярославский входили в элиту коммунистической партии, значит, были врагами религии. Более того, Ярославский считался одним из лидеров антирелигиозной пропаганды. Между тем, в Липне никаких особых мер борьбы с религией не было. Есть над чем задуматься…

Липинская Сергиевская церковь продолжала работать. Однако удар по церкви все же нанесли. Сошлюсь на статью Александра Бакулина в «Приокской правде». В 1930 году священник отец Александр (Вог-де-Камю) был арестован. Отсидев пять лет, вернулся домой. Но потом был вновь арестован и расстрелян.

Тамаре Тарасовой (Мироненко) и Зине Ядровой (Горшковой) в середине 30-х годов было лет по пять. Но они хорошо помнят, как ходили со своими мамами в церковь, как там было торжественно и красиво. Опираясь на эти и ряд других воспоминаний можно сделать вывод, что церковь продолжала работать. Но в 1938 году, опять же ссылаюсь на А.Бакулина, был арестован, а потом и расстрелян священник Веселовский. С Идой Михайловной Клусовой, бывшим учителем истории школы №2 и известным липинским краеведом, мы эту тему обсуждали. И сошлись на том, что церковь в Липне перестала действовать в 1938 году.

Многие из закрывавшихся храмов государство использовало в практических целях. В здании липинской церкви в конце 30-х годов разместили сборный пункт призывников. Потом для военнослужащих 99-го резервного стрелкового полка, размещенного в Липне, организовали столовую.

Среди призывников и солдат иные и перекреститься не могли. Таким не важен был и покой в храме, и святые лики, глядевшие со множества икон. Еще не разогнанный приходской совет, предвидя грядущее хуление храма, решил раздать иконы прихожанам. После чего приделы церкви опустели. Зато возник местный термин — «домашние иконы». Так называли иконы, перешедшие в руки прихожан. Они не раз применялись местными жителями для свершения религиозных обрядов. Были и женщины, которые могли и младенца окрестить, и проводить человека в последний путь. Вообще же вопрос о том, как свершались такие обряды на дому — тема особая.

(газета «Приокская правда №43 от 04.06.16 г.)

Здание церкви с работающей в ней столовой стояло до лета 1945 года. А потом был пожар. Вспоминает Владимир Михайлович Лялин: «В тот вечер на танцплощадке села собралось много молодёжи. Вдруг налетела туча. Ударила молния, прямо в маковку церкви. Та загорелась. Многие из танцевавших бросились к церкви. Скоро туда подогнали местную пожарную технику – машину с ручной помпой. Но струя воды до маковки не доставала. Та разгоралась. Когда огонь дошёл до шатра церкви, пожар было уже не остановить. Подъехало подразделение сапёров из ГУАС, но им пришлось лишь растаскивать горящие брёвна венцов церкви».

Так в пламени пожара пропала Сергиевкая церковь села Липня…

После пожара

Пожар произошёл вечером, сбежалось много народа, плюс военные. Имевшееся в здании армейское имущество вынесли, как и оставшееся церковное. Среди него были книги записей церковных обрядов (бракосочетаний, крещений, поминаний и т. д.), сделанные за десятки лет. После пожара их много лет хранил уже упомянутый Иван Михайлович Гудков. Мой родич по отцовской линии, Анатолий Григорьевич Чарышнов, проявляя интерес к истории семьи, «покопался» в тех книгах. Благодаря ему известна дата венчания моего прадеда (а его деда), дата рождения его жены, имена свидетелей. Но трагедия в том, что после смерти Ивана Гудкова, церковные книги – ценнейший исторический материал – были утеряны.

Ходила версия, что в церкви имелась икона работы Андрея Рублёва «Коронование Пресвятой Богородицы».

Во время пожара её спасли. Икона пострадала, краски поблекли, деревянная основа треснула. Куда она позднее делась – неизвестно. Я лично считаю  маловероятным, что советские или церковные власти допустили хранение подобной ценной иконы в здании закрытой церкви.

После пожара обгоревшие брёвна разобрали солдаты и жители села. В 50-е годы, по свидетельству И.М. Клусовой, на нужды школы разобрали фундамент церкви. Тогда же местная власть решила построить на месте пожарища и погоста двухэтажный дом и магазин. Тут пришёл конец и церковному погосту. Кто-то утверждал, что при сносе погоста прах захоронённых там людей перенесли на Липенское кладбище. Подтверждение тому ни один из старожилов не дал. Но говорили, что некоторые «деловые» липинцы для своих хозяйственных нужд снимали и растаскивали надгробья. Не боясь Бога и покойников.

Вряд ли о Боге и памяти умерших вспоминали, когда погост просто уничтожили в ходе строительных работ.

Новый храм – святое дело

С человеком, знающим историю села Большое Окулово. Александром Сергеевичем Кисловым, мы как-то пытались понять, почему такие любопытные факты из истории окуловской и липинской церквей не отражены в главах книги «В краю Приокском», автором которых был Глеб Корчин. И пришли  к выводу, что он просто не успел найти или получить исходные данные. Ведь книга творилась в сумасшедшем темпе. Иначе Глеб Дмитриевич, человек очень скпупулёзный в вопросах истории, непременно включил бы их в книгу.

При работе над этой статьёй понадобилось посоветоваться по некоторым вопросам со священником Большеокуловской церкви отцом Андреем Дяур. Смог «выйти» на его сотовый. Мы неплохо поговорили, задев историю Б-Бкуловской церкви. В конце разговора я задел несколько провокационный вопрос: как он относится к строительству храма в Навашине. Ведь многие навашинцы, а тем более липинцы, будут ходить в свою церковь, значит, у него будет меньше прихожан. Отец Андрей ответил: «Создание нового православного храма – великое дело. Будь голосование, я бы проголосовал за храм в Навашине двумя руками!».

… Итак, храм строиться. И пусть его не постигнут потрясения, выпавшие на долю Липинской Сергиевской церкви. И дай Бог, чтобы у этой церкви остались меценаты, подобные Александру Павловичу Тюрину…

(газета «Приокская правда №75 от 24.09.16 г.)

Сергиевская церковь в Липне

Под таким названием на краеведческой странице «Приокской правды» от 14 мая и 4 июня 2016 года была опубликована статья краеведа Владимира Корчина. Он просил читателей сообщить в редакцию или ему лично замечания или дополнения по тексту. В такой просьбе не было ничего удивительного. От описываемых в статье событий нас отделяет больше семи десятков лет. За это время могли появиться новые данные по истории церкви. Живы еще липинцы, видевшие и Сергиевскую церковь, и сгубивший ее пожар. Любая новая информация интересна. Впрочем, слово автору.

В протоколе заседания значится…

Отклики на статью о Сергиевской церкви села Липня были. Их немного, но очевидно: газетные публикации на исторические темы читателей интересуют. Расскажу о более значимых. В числе первых позвонила Алевтина Ивановна Яснова, урожденная Кулева. Сопоставляя год своего рождения (1938) и год поступления в первый класс Липинской школы, она довольно убедительно утверждала, что церковь сгорела в 1946 году.

Я обратился к заведующему архивным сектором администрации городского округа Наталье Торгашовой. Работники архива оперативно и грамотно провели поиск и обнаружили протокол заседания Липинского сельского Совета от 29 сентября 1945 года, где вторым пунктом значится: «Об использовании остатков сгоревшей церкви».

В протоколе отмечалось, что оставшееся от церкви помещение находится без надзора, к дальнейшей эксплуатации без проведения ремонта не пригодно и т.д. Выходит, церковь не сгорела полностью? Владимир Михайлович Лялин, старожил Липни, свидетель пожара, упомянутый в статье, просветил меня и на сей счет. Оказывается, при пожаре уцелела каменная сторожка, построенная гораздо позднее года открытия церкви, и с точки зрения краеведа мало интересная.

Главное: протокол, неоспоримый документ, подтвердил факт гибели Сергиевской церкви при пожаре в конце лета 1945 года.

В дар музею

В статье о церкви говорилось, что спасенные при пожаре документы из архива церкви утеряны. Такое утверждение опроверг Алексей Иванович Лялин, мастер Навашинского газового участка, представитель известного липинского рода Лялиных. Его сын Иван, несколько лет назад окончивший юридический факультет Нижегородского государственного университета и работающий в областном центре, вопросами истории интересовался еще в школе. Однажды в интернете Иван наткнулся на файл, где упоминалась Липня. Он «скачал» на домашний персональный компьютер фотокопию «Обыскной книги» Липинской церкви за 1895-1905 годы, содержащую 200 страниц.

Увидев в «Приокской правде» материал о Липинской церкви, Алексей Иванович позвонил автору. Мы с ним встретились, интересно поговорили. Он передал мне электронную копию «книги». Я, в свою очередь, передал записи заведующей историко-краеведческим музеем Анне Терешкиной. Та попросила поблагодарить семью Лялиных, что я с удовольствием и сделал. При этом Алексей Иванович сказал: «Я очень рад, что эти мате¬риалы переданы в музей. Они не будут отлеживаться в личном компьютере, а станут доступны всем! интересующимся историей нашего края».

Но как копия обыскной книги оказалась в интернете? На сей счет у Лялиных есть очень достоверная версия.

По версии

К копии обыскной: книги Липинской церкви прилагается любопытная фотокопия, из которой видно; что книга хранилась в библиотеке Юрия Ивановича Аксенцева в городе Челябинске. Из дальнейшего текста следует, что она является собственностью православной церкви, Челябинской православной общины. Там же проставлена дата: 131 мая (13 июня) 2002 года. Судя по всему, именно в этот день она и была зарегистрирована, как собственность общины. Далее идет описание состояния книги, а также список лиц, заверивших книгу. В их числе протоиерей А. Виноградов (член Владимирской духовной консистории), священник Липинской церкви Константин Оранский и псаломщик Симеон Филоматов. Каким же образом книга оказалась в Челябинске?

Известно, что после пожара некоторые из церковных книг Оказались у Ивана Михайловича Гудкова — липинца, очень интересовавшегося историей. После его смерти книги затерялись. И вот след одной из них нашелся.

Версия на этот счет Алексея Ивановича Лялина очень убедительна. Дело в том, что Борис, сын Иван Михайловича, в свое время переехал и долгое время жил в городе Златоуст Челябинской области. Он, как и отец, очень уважительно относился к старым документам. Нет ничего удивительного, что на склоне лет он передал книгу, которая у него хранилась, представителям церкви. Возможно, передал еще что-то. Во всяком Случае, появление обыскной книги в интернете дает основания для надежд…

Обыск брачный

Именно так именовался документ, весьма значимый и для церкви, и для гражданского обществу, с которым были знакомы многие миллионы взрослых православных россиян.

С чего начинался процесс бракосочетания? Священно — или церковнослужитель церкви проводил опрос пары, желающей вступить в брак, а также их поручителей (свидетелей). На основании опроса заполнялся специальный бланк, отпечатанный в синодальной Типографии. Часть текста была отпечатана типографским способом, для записей оставлены пробелы. Этот двухсторонний бланк как и сама процедура опроса, именовались «Обыск брачный». Под словом «обыск», возникшим очень давно, понимался именно опрос. А по своей сути «Обыск брачный» являлся свидетельством о браке.

Бланки были сброшюрованы в книгу, которая звалась «обыскная книга», прошнурованы, а шнуровка опечатана печатью инстанции, выдавшей книгу. К примеру, обыскная книга Липинской церкви, о которой идет речь, была выдана из Владимирской Духовной консистории 17 января 1895 года. После окончательного заполнения книга представлялась в консисторию на ревизию. Что и было сделано в конце 1905 года. Подобные книги имелись во всех церквях.

Приведу текст документа, соединившего судьбы людей 120 лет назад дословно.

«ОБЫСК БРАЧНЫЙ»

1900 года сентября двадцать седьмого дня. По указу его императорского величества Владимирской епархии Муромского уезда села Липни, Сергиевской церкви священно- и церковнослужители производили обыск у желающих вступить в брак, и оказалось следующее:

а) Жених: села Липни крестьянский сын Иоанн Феодоров Корчин православного вероисповедания, жительствует в означенном селе Липня

б) Невеста: села Липня крестьянская дочь Наталья Васильевна Лялина православного вероисповедания, жительство¬вала доныне в означенном селе Липня

г) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених восемнадцати лет, а невеста восемнадцати лет, и оба находятся в здравом уме.

д) Родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св. церкви брак, никакого нет

е) Жених холост, а невеста девица

ж) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют от родителей своих позволение

з) По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви, двадцать четвертого, двадцать пятого и двадцать шестого числа октября, препятствия к сему браку никакого никем не заявлено.

и) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: жених по (данным) нашей церкви 1882 года значится в числе рожденных 17 января под № 1. и невеста 1882 значится в числе рожденных 18 августа под № 10

л) Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой села Липни Сергиевской церкви сего сентября двадцать седьмого дня в узаконенное время, при посторонних свидетелях.

1) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждому поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду, по правилам церковным и по законам гражданским».

«Обыск» подписали жених и невеста, поручители по жениху и невесте, а также производившие обыск священник Константин Оранский и псаломщик Симеон Филоматов.

Если каждый «обыск брачный» имел очевидную ценность, то что говорить об обыскных книгах. Не случайно они хранились с великим бережением.

Владимир КОРЧИН, краевед

В подготовке статьи принимали участие краевед Людмила Алексеевна Борисова,

заведующая историко-краеведческим музеем округа Анна Григорьевна Терешкина,

пенсионер Вера Анатольевна Гурьева.

Материалы взяты с сайта Вачского благочиния http://vacha.prihod.ru

 

 

Видео   https://vk.com/video?z=video269639313_456239058%2Fpl_cat_updates

Просмотров (426)